Список уроков:
- Немного об аккордах
- Как читать аккорды
- Что такое табулатура
- Схемы аккордов
- Переборы и ведение баса
- Игра на гитаре медиатором
Популярные исполнители:
Переборы и ведение баса:
В этом уроке будут рассмотрены примеры шести- и восьмидольных переборов, а также принципы использования басовых струн. Приведенный ниже шестидольный перебор можно использовать, например, в песне Олега Митяева "Изгиб гитары желтый...."
Am(1) Dm(1) E(1) Am(2) Изгиб гитары желтый ты обнимаешь нежно, Dm(1) G(1) C(1) Струна осколком эха пронзит тугую высь. A7(1) Dm(1) G(1) C(1) Качнется купол неба, большой и звездно-снежный, Dm(1) Am(1) E(1) Am(2) Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались....
Упражнение 1 (6-дольный перебор):
Б.3.2.1.2.3.
Буква "Б" означает, что вариация перебора будет начинаться с того баса, который обозначен на аккордовой схеме. В каждом аккорде основной бас будет своим. Например, в Am - это пятая струна (открытая), в Dm - четвертая (открытая), в G - это шестая (прижатая на третьем ладу).
Шесть звуков (долей) составляют повторяющуюся часть перебора - "формулу", изменяется в ней только бас при смене аккорда. На каждый аккорд приходится от одного до нескольких повторений "формулы" перебора. Число повторений может быть указано справа от названия аккорда. Например: (V)Am(2), где (V) - это номер позиции аккорда, Am - его название, а (2) - количество повторений "формул" приема игры правой рукой (перебором, боем...). В песне "Изгиб гитары желтый..." на первые три аккорда приходится по одной формуле шестидольного перебора. Пишется: Am(1) Dm(1) E(1), исполняется (правой рукой) - 5.3.2.1.2.3. 4.3.2.1.2.3. 6.3.2.1.2.3... На четвертый аккорд приходится две формулы перебора. Пишется: Am(2), исполняется - 5.3.2.1.2.3. 5.3.2.1.2.3...
Когда один аккорд продолжается несколько повторений перебора, мы можем внести разнообразие в его звучание, чередуя основной бас (отмеченный на аккордовой схеме) с дополнительными (не выделенные на схеме басовые струны). Например, в Am(2) первую "формулу" перебора начинаем с основного баса - пятой струны, а вторую - с шестой или четвертой. То есть: 5.3.2.1.2.3. 4(6).3.2.1.2.3.
Нельзя использовать дополнительный бас, если:
- Басовая струна отмечена на схеме знаком "x", например: в аккорде Dm основной бас - 4-ая
струна (открытая). Пятая (открытая) - может быть дополнительным басом, а шестая не может,
так как отмечена знаком "x". - По замыслу бас должен быть один (два случая): основной бас или же другой бас,
обозначенный в названии аккорда, например: Dm/C (Dm - это "имя аккорда", /C — это
обозначение баса к аккорду Dm).
Среди восьмидольных переборов наиболее часто встречаются следующие варианты:
Упражнение 2:
Б.3.2.3.1.3.2.3.
Упражнение 3:
Б.1.2.3.1.2.3.1.
Встречаются и другие варианты. Так, например, в песне группы СПЛИН "Бонни и Клайд" аккомпанемент основан на следующем примере:
Упражнение 4:
Б.3.2.1.3.2.1.3.
Заучивая шестидольный перебор, счет ведут следующим образом: "Раз-два-три-раз-два-три", а в восьмидольном - "раз-два-три-четыре-раз-два-три-четыре".
Задание 1.
Отработайте Каждый из предложенных переборов отдельно, на открытых струнах.
Задание 2.
Если есть желание выучить самую известную походно-компанейскую песню "Изгиб гитары желтый...", найдите и послушайте аудиозапись этой песни.
Удачи!
Автор урока: Сергей Вожегов