Список уроков:
- Немного об аккордах
- Как читать аккорды
- Что такое табулатура
- Схемы аккордов
- Переборы и ведение баса
- Игра на гитаре медиатором
Аккорды с установленным басом или двойные аккорды:
Как строить двойные аккорды? Например, C/E, H7/D# и т.д.
Расшифровка иероглифов
В первую очередь ответ на этот вопрос требует расшифровки значения записей с использованием «дроби» и установления их точного значения. Различают два типа дроби – наклонная: F#m/E (аккорд с установленным басом) – символы пишутся через наклонную дробь в строчку;
И горизонтальная:
_E_
F#m (двойной аккорд) – символы пишутся друг над другом через горизонтальную дробь.
В первом случае (с наклонной дробью) – это один аккорд с установленным басом. Первые символы (в данном случае – F#m) обозначают основную структуру аккорда (трезвучие «фа-диез-минор»); символ после наклонной дроби обозначает звук точно установленного баса (в данном случае – E, бас-«ми»), с которым должен использоваться этот аккорд. Такой бас может быть и «аккордовым» и «неаккордовым» звуком.
Например, трезвучие F#m состоит из звуков: F# - A – C#, следовательно, звук E является «неаккордовым», что не мешает ему быть использованным вместе с «неродным» аккордом, но может повлечь за собой необходимость изменения гитарного построения аккорда F#m (см. ниже).
Во втором случае (с вертикальной дробью) – это «двойной» аккорд. Что это такое? Остановимся для начала на аккордах из четырех-семи звуков. Три звука – «трезвучия» (F#, F#m, F#-, F#+, ...), четыре звука – «секстаккорды» (F#6, F#m6, ...) и септаккорды (F#7, F#+7, F#m7, F#dim, F#7/+5, F#m7/-5, ...), пять звуков – «нонаккорды» (F#m9, F#9, F#+9, F#-9, F#madd9, F#add9, ...), шесть звуков – «ундецимаккорды» (F#7/9/11, F#add11, ...), семь – «терцдецимаккорды» (F#13, F#m13, F#add13, ...).
Чем больше звуков в аккорде, тем сложнее (дольше) его расшифровывать, строить и использовать в реальном времени (непосредственно во время импровизации или игры без подготовки – «с листа»). Особенные трудности начинаются с шести звуков. Для частичного упрощения восприятия и работы с такими аккордами применяются «двухэтажные» записи, состоящие из двух простых аккордов (трезвучий). В знаменателе – основа аккорда – тоническое трезвучие, в числителе – трезвучие, складывающееся из дополнительных ступеней.
Например, «F#m11 – фа-диез-минорный ундецимаккорд» состоит из шести звуков:
F# - A – C# - E – G# - H
Запись F#m11 (структура ундецимаккорда предполагает добавления к трезвучию «малой септимы – 7», «большой ноны – 9» и «чистой ундецимы – 11»), несмотря на кажущуюся простоту написания, заставляет постепенно, от первого звука выстраивать аккорд, удерживая в уме всю «уходящую за облака лестницу» аккорда. Для упрощения задачи такой аккорд можно представить в виде двух простых трезвучий:
F#m (фа-диез-минор): F# - A – C –
и E (ми-мажор): E – G# - H
Теперь мы запишем эти два аккорда в виде дроби:
_E_
F#m
Конечно, и к этой записи надо привыкать, но каждый из вас может выбрать для себя наиболее удобную форму записи.
Принципы практического построения
Рассмотрим технологию построения аккордов с установленным басом. В качестве примера используем аккорд F#m/E.
- В качестве исходного материала берем готовую структуру указанного аккорда «F#m» – это баррэ
на втором ладу. - Теперь эту схему надо изменить так, чтобы на одной из басовых струн присутствовал
звук «E». Смотрим на схему расположения звуков на грифе и ищем звук «E» на басовых струнах.
Находим, что «в пределах досягаемости» можно использовать «E» на открытой шестой струне
(для этого просто уберите с нее указательный палец, удерживая баррэ). Можно подумать и о том,
чтобы взять «E» на 4-й струне, прижатой в баррэ на втором ладу. Подумайте самостоятельно, что
надо для этого изменить в аккорде. - Выберите вариант, наиболее удобный для постановки и звучания.