Читайте также:
В других разделах:
Блок новостей:
На написание песен Владимира Высоцкого вдохновила татуировка:
Почему Высоцкий так и не спел
в фильме "Место встречи изменить нельзя"?
В жилище среднестатистического шестидесятника* было несколько обязательных атрибутов - портрет Эрнеста Хемингуэя на стене, томик Евгения Евтушенко на полке и катушка с песнями Владимира Высоцкого на магнитофоне.
Он был для всех своим
Поскольку сорок лет назад индустрия звукозаписи была не столь развита, по радио бардов не крутили, то мало кто знал, как именно должен звучать голос Высоцкого. Поэтому любого барда, в голосе которого присутствовала хрипотца, могли принять за Высоцкого. Часто получалось, что вместе с Высоцким на одной ленте оказывались записаны песни еще пары подражателей.
Но феноменальной славе Владимира Семеновича это не мешало. Парень, в характеристике которого при поступлении в школу-студию МХАТа приемная комиссия оставила характеристику "Слух - хороший, ритм - хороший, певческого голоса нет", стал любимым певцом целого поколения. Понятно, что дело тут вовсе не в голосе, ведь столь популярным может стать только тот, чьи песни будут созвучны времени.
Разумеется, огромную роль сыграло то, что Высоцкий был актером. Он не просто писал стихи, а вживался в образ, он не просто исполнял песню, а проживал ее на глазах слушателя. И делал это так, что моряки были уверены - у Высоцкого "морская душа", зэки не сомневались, что он отсидел не один срок, а военные удивлялись, что этот мальчишка не воевал.
К тому же кино было и остается самым массовым искусством, а многие песни Высоцкого прозвучали именно в фильмах.
"Живые и мертвые"
Картина "Живые и мертвые" была не первой работой Высоцкого в кино. Он не писал для нее песни, да и роль сыграл эпизодическую - "веселого солдата". Но во время съемок произошла история, которая оказала влияние на все дальнейшее творчество Владимира Семеновича.
Съемки проходили осенью 1962 года под Истрой, актеры жили в пионерском лагере. Воспользовавшись небольшим перерывом в съемках, Высоцкий и его друг Игорь Пушкарев, также игравший в одном из эпизодов, решили выбраться в город. Но режиссер строго-настрого запретил им уезжать - вдруг понадобятся и даже запер их в спальном корпусе, спрятав одежду. Но это оказалось слабой преградой, актеры вылезли через окно в чем были, то есть в военной форме.
Они добрались до города на попутке и, вдоволь нагулявшись, на обратном пути решили купить свежих овощей - самим поесть и оправдаться за "самоволку". Сказано - сделано. Увидели старушку, копающуюся в огороде, зашли. Но женщина вдруг признала в Пушкареве своего сына и бросилась его обнимать со слезами на глазах. Долгие объяснения о том, что они актеры, дали эффект полностью противоположный: услышав о сорок первом, бабушка залилась слезами.
В итоге Высоцкий и Пушкарев ушли от гостеприимной хозяйки рано утром так, будто и правда уходили на войну: в чистых портянках (хотя, по сценарию, их запачкали специально) и с узелками снеди.
Кроме того, после неудачной съемки одного из важных эпизодов вся съемочная группа была приглашена для серьезного разговора с самим автором романа Константином Симоновым.
Что больше повлияло на молодого актера, недавно начавшего писать стихи, - простые эмоции женщины, потерявшей на войне сын и все еще надеющейся на чудо, или рассказ писателя, прошедшего Великую Отечественную? Этого никто не знает, но вскоре после возвращения со съемок "Живых и мертвых" Высоцкий начал писать цикл песен о войне. Одна из первых - "Штрафные батальоны".
"Здесь вам не равнина, здесь климат иной"
Появление песен "Вершина" ("Здесь вам не равнина"), "Прощание с горами", "Скалолазка", безумно популярных у туристов и альпинистов в особенности, связано со съемками фильма "Вертикаль", которые проходили летом 1966 года в Кабардино-Балкарии.
Со съемками связан один комический эпизод. Режиссер фильма Станислав Говорухин уехал на несколько дней. После возвращения первым делом поднялся в номер Высоцкого, но там его не было. На кровати лежали исписанные листки. Это была только что написанная песня "Мерцал закат, как блеск клинка". Прочитав несколько раз текст, Говорухин выучил припев и спустился в холл.
Высоцкий сидел с гитарой в окружении актеров и сразу захотел похвалиться новой песней. Режиссер согласился прослушать, но, не дав пропеть и трех строчек, остановил: "Это же старая песня. Все альпинисты ее знают". И прочел строки припева. Высоцкий растерялся, решив, что слышал эту песню в детстве. Видя расстроенного актера, Говорухин признался, что пошутил и саму песню только что прочитал.
Во время съемок Высоцкий писан очень много, и уже весной следующего 1967 года вышла пластинка с песнями с "Вертикали". Пластинка была гибкая, но зато первая официальная.
"Побудьте день вы в милицейской шкуре"
Несмотря на то что Высоцкий писал песни для многих фильмов, звучат они далеко не во всех.
Например, во всеми любимый фильм "Место встречи изменить нельзя" могли войти "За тех, кто в МУРе" ("Побудьте день вы в милицейской шкуре..."), "Песня о конце войны" ("Сбивают из досок стволы во дворе..."), "Баллада о детстве" ("Час зачатья я помню неточно..."). Песни не были включены в фильм по решению режиссера Станислава Говорухина: "Это разрушит образ, и это будет уже не капитан Жеглов, а Высоцкий в роли капитана Жеглова".
В результате в фильме Высоцкий лишь однажды в парадной форме капитана Жеглова подходит к пианино и наигрывает мелодию "Лилового негра" Вертинского.
Песни, звучащие в кино, - это лишь вершина айсберга наследия Высоцкого, насчитывающего более шестисот песен. И влияние их на современную музыку, в особенности бардовскую, огромно. Многие современные рок-музыканты видят в Высоцком предшественника русского рока, а те, кто к музыке равнодушен, просто замечательного поэта.
Иван Куликов.
Кстати:
Владимир Семенович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года. Жил в городе Бузулук, куда был эвакуирован с матерью во время войны. Учился в Германии (его отец - кадровый военный), там же получил начальное музыкальное образование.
Учась в школе-студии МХАТ, познакомился со своей первой женой, актрисой Изой Жуковой, которая была старше него на несколько лет. Во время съемок "713 просит посадку" (1962) Высоцкий познакомился с Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой и родила ему двух сыновей: Аркадия (1962) и Никиту (1964).
В 1964-м Высоцкий начал работать в театре на Таганке, самые известные роли: Гамлет ("Гамлет"), Галилей ("Жизнь Галилея"), Хлопуша ("Пугачев").
После одной из репетиций "Пугачева" кто-то провел известную французскую актрису Марину Влади (Марина-Катрин де Полякофф) за кулисы, где она познакомилась с Высоцким. Последние 12 лет своей жизни Высоцкий посвятил Марине. Она поддерживала Высоцкого, когда в 1969-м он перенес первую клиническую смерть (с 1965 года Высоцкий периодически бывал в запое и часто лечился).
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года.
Однажды:
Году в 1961 Высоцкий, тогда уже закончивший театр-студию МХАТа, ехал летом в автобусе по одной из улиц в Ленинграде. Напротив него стоял мужик в расстегнутой рубашке. На груди у него была вытатуирована очень красивая женщина, а внизу - подпись "Люба, я тебя не забуду!"
Высоцкому, который уже с успехом исполнял чужие песни и коронным номером для него было пение под Луи Армстронга**, почему-то захотелось написать об этом. Так появилась его первая песня, только вместо "Любы" он поставил "Валю", для рифмы.
*Шестидесятники - советские писатели, поэты, музыканты, художники, бывшие популярными в 60-е годы прошлого века, чье творчество стало отражением Хрущевской оттепели, в широком смысле - все социально активные граждане государства тех лет.
**Луи Армстронг - знаменитый американский трубач, джазмен, бывший одним из изобретателей скэта (импровизация голосом с использованием слогов и звукосочетаний).