Читайте также:
В других разделах:
Блок новостей:
КИНО: Героями не рождаются:
С момента гибели Виктора Цоя прошло уже тринадцать лет. С тех пор о КИНО написано много книг, вышло множество дисков с песнями. Для кого-то это дань памяти музыканту, для других - просто способ заработать деньги. Но часто люди забывают, что Цой не всегда был Звездой по имени Солнце. Он родился и умер человеком.
Мы собрали воспоминания его друзей, тех, кто знал его, имел значение в его жизни, чтобы постараться понять, каким он был в жизни.
Марианна Цой
Марианна и Виктор поженились 4 февраля 1984 года спустя почти два года после встречи на дне рождения их общего знакомого. Вот как она вспоминает о муже в своей повести "Точка отсчета":
"Витя не любил интервью и по причине природной сдержанности, закрытости для посторонних. Его разговоры с залом после выступлений были рекордными по своей краткости. Если спрашивали о чем-нибудь из истории группы, еще был шанс получить распространенный ответ, но если хотели выудить что-нибудь про него самого, скажем, про характер, то чаще всего обламывались. Как-то ему задали вопрос: что в окружающей действительности ему не нравится. "Все", - ответил Цой.
Мне кажется, он с интересом выслушивал вопросы, они его не раздражали, скорее нравились. Но отвечать не любил. Что касается массы писем, свалившейся на него в последние годы, он их все читал, никогда не выбрасывал, но никогда и не отвечал".
Александр Титов
Бас-гитарист Александр Титов не был членом группы КИНО, хотя играл на их концертах и участвовал в записи альбомов. С Цоем он познакомился благодаря Гребенщикову и работал на две группы, а когда пришла пора делать выбор, Титов выбрал АКВАРИУМ.
"Витька меня всегда поражал. Он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании. У меня до сих пор такое чувство, что я не знаю о нем и половины. Есть такие люди - когда начинаешь с ними знакомиться ближе и что-то в них приоткрывается, то ты видишь, что вообще их раньше не понимал. Общаясь с Витькой, я постоянно убеждался в таинственности его натуры. Он был очень сильный человек, очень сконцентрированный. Мог часами играть на гитаре и петь одну и ту же песню - прорабатывать ее для себя. Но чего никогда не было в Цое - так это позы.
В нем было геройство, но геройство абсолютно естественное, органичное. Оно было так же натурально, как и каждое его движение. Кстати, поэтому не было случая, чтобы кто-то подошел к Витьке после концерта и сказал: "Цой, у тебя шоу сегодня было хреновое". Все, что он делал, было абсолютно органично".
Рашид Нугманов
Рашид Нугманов - режиссер, принципиально не снимающий профессиональных актеров. Приехав в Питер снимать фильм о рок-музыкантах, Нугманов познакомился с Цоем. И Виктор сыграл свою первую роль в первой киноработе Рашида - "Йя-хха", точнее сыграл самого себя. А фильм "Игла", снятый Рашидом в 1987 году, сделал из Цоя звезду киноэкрана.
"Часто о Викторе говорят - одиночка. Конечно, говорить можно по всякому, но что касается конкретно Виктора, то он вообще не любил оставаться один. Не то, чтобы он чего-нибудь боялся, просто не мог один и все. Кто-то все время должен быть рядом с ним. Я это не раз замечал. Цой очень не любил в гостиницах жить. Когда он приехал на съемки той же "Иглы", я ему сказал: "Вот твой гостиничный номер. Он все время будет за тобой. Пожалуйста, если тебе нужно будет уединиться, побыть одному..." Цой ни разу им не воспользовался. Он все время жил у нас. И когда говорят о Викторе, что он человек необщительный или грубый, отталкивал людей, - это не так. Просто, особенно в последнее время, он общался с очень немногими, но с друзьями был замечательным, открытым человеком".
Майк Науменко
Сам Майк говорил, что они никогда не были друзьями. Скорее, приятелями. Они познакомились в 1981 году - жили рядом, метрах в четырехстах друг от друга.
"Мне не нравилось то, как он изменился в последние годы. Вероятно, это болезнь, которой переболели многие рок-музыканты. Деньги, девочки, стадионы - и ты начинаешь забывать старых приятелей, держишь нос вверх и мнишь себя суперкрутым. Что же, не он первый и не он последний. Все мы люди. Просто я несколько удивлен тем, что после смерти из него пытаются сделать некоего ангела. Не был он ангелом, как не был и демоном. Как и все мы, он просто был человеком со своими плюсами и минусами. Но в нашей стране желательно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным".
Андрей Тропилло
Отношения Виктора Цоя с звукорежиссером Андреем Тропилло, который сделал очень много для развития отечественной рок-музыки, были весьма неоднозначны. С подачи Тропилло на "Мелодии" были выпущены пластинки КИНО, он записывал альбомы "45", "Начальник Камчатки", "Ночь".
"Цой был гармоничен. Поскольку он был очень замкнутым и сдержанным человеком, он практически не выражал себя другими средствами и формами поведения. И в песнях пел то, что думал...
Витя был цельной натурой. С одной стороны, Цой был загадочной личностью, потому что вслух он ничего не говорил, а с другой стороны, он полностью себя выражал в своих песнях. Там он не выпендривался, проще говоря. У него это было свое. При всей его цельности, у него было раздвоение на уровне его и коллектива, что ли. Даже, скорее, не раздвоение, а отделение. Может, это тоже восточная черта. Общение с ним, насколько я мог судить, всегда носило всплесковый характер. Что-то там наливается, кипятится, варится, а потом - раз! - и выплескивается. Собственно, у него и в песнях тоже самое".
Подготовил Иван Куликов.