Читайте также:
В других разделах:
Блок новостей:
Откуда приплыл НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС:
НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС появился на свет более двадцати лет назад, тогда никто не мог предположить, что именно эта команда будет одним из столпов свердловской школы рока. Да и сами музыканты не думали о том, что их песни "Гудбай, Америка" и "Скованные Одной Цепью" станут гимном целого поколения.
Впервые на сцену НАУ вышли перед колхозниками и студентами-первокурсниками, собиравшими картошку. В первом отделении культурной программы выступали чтецы и танцевали девушки в черных трико, а во втором - недавно собравшиеся НАУ с программой из песенок типа "Опять от меня сбежала последняя электричка".
С такими концертами НАУТИЛУС объездил всю область. Так что к моменту окончания Свердловского Архитектурного института в их багаже был не только первый альбом, но и какой никакой концертный опыт. Но вскоре вольная студенческая жизнь закончилась. Каждодневная восьмичасовая рутина и отсутствие возможности репетировать обернулась для Бутусова и Умецкого глубокой депрессией, выход из которой музыканты стали искать в вине.
Свердловские рок-деятели любят вспоминать историю о том, как лидер группы УРФИН ДЖЮС Александр Пантыкин, в очередной раз встретивший еле державшихся на ногах горе-музыкантов, уверенно предрек им неминуемый творческий кризис. Возможно, в кризисе группа находилась бы до сих пор, но Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий отправились на один из питерских рок-фестивалей. Бутусов приехал из Питера в состоянии легкого шока и с желанием творить.
Из-под его пера друг за другом вылетели "Превращение", "Никто Мне Не Поверит", "Свидание", "R'N'R". Умецкий не отставал от друга и написал "Маленький Подвиг", "Идиллию", "Буги С Косой". Плодом совместного творчества стала "Гудбай, Америка". Соавторство Умецкого на "Америку" не особенно афишируется, но именно ему мы обязаны строчками про "тертые джинсы" и "запретные плоды". Песни вошли в альбом "Невидимка". К ним присоединился "Князь Тишины", по каким-то таинственным причинам не попавший в первый альбом группы "Переезд".
"Князь Тишины" был одной из первых работ Бутусова в стихотворном жанре. Вячеслав достаточно долго искал свой стиль, но как-то раз случайно купил на автобусной остановке сборник стихов венгерского поэта Андре Ади. В книжке Бутусов нашел близкую по мироощущению поэзию, где минимум конкретики сочетается с огромным ассоциативным пространством.
"Невидимка" записывалась зимой 1985 года на квартире однокурсника Димы и Славы по архитектурному институту Дмитрия Воробьева. В записи альбома музыкантам НАУ помогали звукооператоры группы УРФИН ДЖЮС Леонид Порохня и Дмитрий Тарик. В то же время группа обрела клавишника Виктора Комарова по прозвищу Пифа.
Помимо массы общечеловеческих достоинств Комаров являлся обладателем старых "Жигулей" по прозвищу Голубой мул. На Голубом муле музыканты совершали ежевечерние набеги на дискотечно-ресторанные точки Свердловска, где по древнеславянскому обычаю "с миру по нитке" добывали недостающую аппаратуру, а утром на том же Муле возвращали экспонаты хозяевам.
Работа над альбомом начиналась поздно ночью, когда вся техника была собрана, а соседи Димы Воробьева спали крепким сном.
- Выходить из дома было некогда, поэтому все происходило нон-стопом, - вспоминает Порохня. - Спали вповалку по-спартански, прямо на полу. Когда, проголодавшись, мы с Тариком поинтересовались у Умецкого, нет ли чего поесть, он радостно извлек из-под стола ящих портвейна - "спецпитание за спецвредность".
В "Невидимку включили стихотворение Ильи Кормильцева "Кто я?" На текст "Кто я?" никак не ложилась музыка. Творение было записано следующим образом: стояла глубокая ночь, в соседних квартирах спали соседи. Злобным голосом, пропущенным через ревербератор (искажатель), Пифа мрачно верещал: "Они не возвращаются никогда, никогда, никогда!" Для того чтобы записать припев, Бутусова уложили на кровать, дали в руки микрофон и для лучшей звукоизоляции накрыли двумя одеялами. Сверху "для верности" был положен полосатый матрац. Находясь под этой пирамидой, Бутусов что есть мочи орал: "Где я? Кто я? Куда я? Куда?".
Уже со следующего альбома Кормильцев был признан поэтом НАУ. Хотя и до этого Илья имел некоторую известность. Он работал на дискотеке "220 вольт" в здании естественных факультетов Уральского государственного университета. И узкому кругу лиц были известны два главных пристрастия Кормильцева: шумное - студент-химик имел страсть делать бомбы, а потом их взрывать; и тихое - писать стихи.
Террорист из Кормильцева не получился, зато получился поэт. Бутусовская индивидуальность окрасила его поэзию мрачноватым, трагическим флером, и именно Кормильцеву принадлежат строки любимейших публикой песен НАУТИЛУСА.
- Илья писал нам тогда по три тома материала и бился насмерть за каждую страницу каждого тома, - вспоминал Дмитрий Умецкий о записи альбома "Разлука" в 1986 году. - Из всего этого богатства можно было выбрать три-четыре текста. Но Кормильцев считал, что мы все делаем не так. Он приходил в клуб и разбивал ногами стулья, и успокоить его было очень сложно.
Кормильцев бушевал не на пустом месте. Если он еще мог смириться с тем, что в песне "Ален Делон" Бутусов отказался петь "тройной одеколон", то замену "коричневого заката" на "розовый закат" в строчке "Скованных одной цепью" "за красным восходом коричневый закат" он вообще принял за личное оскорбление.
Именно программой с альбома "Разлука" НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС взорвал страну в 1987 году.
Юлия Наседкина,
использованы материалы книги Александра Кушнира
"100 магнитоальбомов советского рока".