Читайте также:
- Ольга Арефьева: Интервью в студии НАШЕго Радио в Нижнем Новгороде
- "Время колокольчиков" Александра Башлачева
В других разделах:
Блок новостей:
Ольга Арефьева: «Человек - это музыкальный инструмент»:
Ольга Арефьева родилась на Урале, живет в Москве. Здесь она закончила институт им. Гнесиных по классу вокала и создала собственную группу с библейским названием КОВЧЕГ. Менялись музыканты, а вместе с ними менялось звучание и название: РОЯЛЬ-КОВЧЕГ, АКУСТИК-КОВЧЕГ, БЛЮЗ-КОВЧЕГ, ШАНСОН-КОВЧЕГ. Свой последний альбом - концертный двойник "Анатомия" Ольга записала вдвоем с виолончелистом Петром Акимовым.
Следующий диск Арефьевой будет называться "Кон-Тики", именно на нем прозвучит песня "Флейта". Мы беседуем с Ольгой о ней самой и ее взгляде на мир.
- Ольга Арефьева на сцене и в жизни. Она разная?
- Точно разная. Кстати, творчество и сцена - тоже не одинаковые вещи. Сцена - это прилавок, на котором выставляется некий продукт, ориентированный на внешнее. А творчество - это внутреннее.
- Вы ставите в творчестве какие-то задачи? Или это все происходит спонтанно?
- Чем больше в творчестве разгильдяйства, тем оно непосредственнее. Творчество - это, в первую очередь, воплощение свободы, это своеобразный разговор с нематериальным миром. В нашем реальном мире, который мы так упорно строим, все очень ограничено, очень узко и плоско. Творчество не может управляться с этим плоским миром, оно даже не может в него влезть. Реальные события в стихах отражаются с большим присутствием нереального.
- На вашем альбоме "Анатомия" есть песня "Не В Такт". Можно ли сказать, что Ольга Арефьева живет не в такт с остальным миром?
- Я живу в такт, живу в настоящем моменте.
- А что для вас означает жить в настоящем моменте?
- Просто быть. Нас часто уносит от того, в чем мы находимся. Скажем, вы идете по улице, но не видите неба, не впитываете новые ощущения, а все время перевариваете вчерашний день. Вот это я называю "жить не в такт".
- Но ведь для некоторых людей "жить не в такт" - это означает следить за всеми новостями, за модой...
- Это все призвано отвлечь нас от настоящей жизни. Это иллюзия, майя (понятие индийской философии, обозначающее нереальность бытия - Ред.). Чем больше людей вкладываются в эту иллюзию, тем сильнее она становится. Настоящая, божественная реальность все время находится под натиском пустоты. И чем больше людей работают на пустоту, тем она становится прожорливее.
- За тексты альбома "Анатомия" журнал "Знамя" в 1998 году присудил вам литературную премию. Напечатанные стихи живут другой жизнью?
- Для меня это был очень интересный опыт, потому что я впервые увидела свои стихи на бумаге. Работники журнала сами меня нашли. Оказалось, что их дети слушают мои записи. Они заинтересовались и попросили перенести песни на бумагу. Когда я набрала свои стихи на компьютере и распечатала их, то очень долго не могла оторваться от этого зрелища. Это так графично, так красиво.
- Но когда вы поете песни, вы расставляете какие-то свои акценты. А человек, читающий ваше стихотворение на бумаге, воспринимает все по-другому, особенно, если он не слышал вашего исполнения.
- Люди, которые решали вопрос о литературной премии, меня в глаза не видели. Они не слышали моего голоса, не знали моих мелодий, и даже того, что это песни. Они имели дело только с буковками, их мнение для меня было особенно ценно. Любой творческий объект имеет в сотворцах воспринимающего. Люди, которые слушают, читают, смотрят, обязательно вносят часть своей личности. То есть во мне что-то есть, и в человеке что-то есть. Если он испытывал такие же чувства, они в нем завибрируют, он их найдет в себе. И он сам заиграет. Ведь человек - это музыкальный инструмент. Я играю на себе, и слушающий начинает резонировать со мной.
- То есть чужое творчество может побудить человека творить?
- Скажем так, восприятие искусства - это уже творчество. Сопереживание, глубокое его ощущение - это и есть самое настоящее творчество. Совершенно не обязательно потом хвататься за стило (палочка для письма у древних греков - Ред.) и начинать карябать свои "бессмертные" вирши. Это будет уже отраженный свет. Источник находится не в другом человеке. Те, кто создает произведения искусства, не смотрят на чужое. Но, когда человек учится, он обязательно это делает.
Анна Косыева.